Понятие, формы выражения и виды статистических показателей

Специфика статистического изучения действительности состоит в том, что при конструировании показателей, отражающих количественную сторону массовых общественных явлений, статистика опирается на сформулированные экономической наукой понятия, отражающие сущность явлений. Процесс перехода от понятий и категорий экономической науки к системе экономическо-статистических показателей представляет собой сложный взаимосвязанный процесс теоретического и эмпирического познания. Понятия экономической науки являются определяющими в этом процессе, ибо лишь после того как выявлена сущность и отличительные особенности той или иной формы, имеет смысл иллюстрировать ее развитие посредством обработанных надлежащим образом статистических данных.

Экономико-статистические показатели содержат количественную характеристику тех или иных свойств экономических явлений. В отличие от понятий их следует конкретизировать применительно к тем реальным явлениям, которые отражаются этим понятием. Таким образом, понятие надо свести к простым и однородным сторонам, свойствам и признакам, которые допускают операции сравнения или измерения.

В процессе статистического наблюдения получают данные о значениях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу исследуемой совокупности. Для характеристики совокупности в целом или отдельных ее частей данные по отдельным единицам совокупности подвергают сводке и получают обобщающие показатели, в которых отражаются результаты познания количественной стороны изучаемых явлений.

Обобщающие показатели могут быть представлены абсолютными, относительными и средними величинами. Они широко используются в планировании и анализе деятельности предприятий, фирм, концернов, отраслей и экономики в целом. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых социально-экономических явлений может быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих показателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет определенное значение и занимает различное место в процессе познания реальной деятельности.