Введение

Россия в статье 7 Конституции Российской Федерации 1993 года провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп населения, а всех членов общества. Мировое сообщество о социальном характере государства судит и по его отношению к инвалидам.

Государственная политика в отношении инвалидов должна быть направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и устранение ограничений их жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.

В Российской Федерации эти вопросы касаются свыше 9 млн. ее граждан, признанных в установленном порядке инвалидами и состоящих на учете в органах социальной защиты населения, а с учетом данных Министерства здравоохранения Российской Федерации о показателях физического, психического и социального благополучия всего населения — почти каждого третьего россиянина.

Вместе с тем правовое закрепление принципа равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещение дискриминации человека по причине инвалидности в Российской Федерации отсутствует, что в реальной действительности затрудняет реализацию инвалидами ряда установленных для них законодательством прав.

Например, большинство инвалидов из-за несозданных государством условий передвижения в общественном транспорте, въезда в жилые и учебные строения и выезда из них инвалидных колясок, отсутствия специальных программ обучения, необорудования учебных мест, несмотря на то, что право на образование гарантировано Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании», не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования.

По этим и многим другим причинам не могут быть в полной мере реализованы и иные права и возможности инвалидов. В 1996 году вступил в силу Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором с учетом мировой практики определены понятие и критерии инвалидности; акцент сделан не на полную или частичную потерю трудоспособности, а на нуждаемость в социальной помощи из-за стойкого расстройства функций организма; определена компетенция федеральных органов по социальной защите этой категории граждан; установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам; определена система реабилитации инвалидов и обеспечения их жизнедеятельности и др.

В целом Закон соответствует рекомендациям Организации Объединенных Наций.

Но между официально провозглашаемой политикой в области социальной защиты инвалидов и ее реализацией наблюдаются разрыв и несогласованность.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью теоретического изучения вопроса содействия занятости такой социальной категории как инвалиды для выработки единого понимания их правового статуса.

Цель работы: рассмотреть правовое и социальное положение инвалидов на рынке труда.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- дать оценку правового положения инвалидов на рынке труда;

- осветить проблема квотирования рабочих мест для инвалидов;

- рассмотреть основные направления содействия занятости инвалидам в Белгородской области.

Объектом исследования являются отношения в области регулирования занятости инвалидов.

Предмет исследования – проблема занятости инвалидов.

Структура работы следующая: введение, основная часть, состоящая из двух глав, одна из которых содержит два подвопроса, заключение.

При выполнении работы был изучен следующий ряд учебной и научной литературы, такой как: «Экономика и социология труда» под редакцией Адамчук В.В., «Рынок труда. Занятость. Безработица» под редакцией Павленкова В. А., учебное пособие «Макроэкономика. Конспект лекций» под редакцией Киселевой Е.А. Нормативно-правовой основой является Постановление Правительства Белгородской области от 16 ноября 2009 г. № 357-пп «Об утверждении программы стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году» и ряд международно-правовых актов.