Основные подходы к социологическому исследованию семьи

Например, в литературе получило распространение понятие «индивидуальные функции семьи», в то время как соответствующее понятие в рамках теории групп в советской литературе отсутствовало. Поэтому мы посчитали правомерным, опираясь на анализ сущностных черт группы, ввести по аналогии в понятийный аппарат малой группы понятие «индивидуальные функции группы». Точно так же система понятий, описывающих семью, пополнилась такими, как «включенность индивидов в семью», «семейные санкции», «предписанные образцы поведения» и т. п. Все это позволяет систематизировать и сделать шаг в сторону интеграции институциональных и групповых характеристик семьи. Важно отметить, что системное соотнесение основных компонентов семьи позволяет анализировать семью и в рамках других систем соотнесения, например теории организации, теории управления и т. д., в которых реализуется еще один социологический подход к анализу брачно-семейных отношений: семья рассматривается под углом зрения ее образа жизни В одних работах присутствует лишь формулировка «образ жизни семьи», в других (Э. К. Васильевой, Н. В. Маляровой, Л. И. Савинова) подробно анализируется само понятие и в его свете жизнедеятельность семьи.

В связи с этим, прежде всего, кратко остановимся на понятии «образ жизни». В настоящее время в обществоведении «образ жизни» прочно утвердился в качестве важнейшей категории, теоретическая и практическая ценность которой обусловлена тем, что она дает целостную картину жизни индивидов в определенных конкретно-исторических условиях, раскрывает макросоциальные закономерности на уровне их проявления в жизнедеятельности людей. Тем самым категория образа жизни делает возможным переходы от проблематики общества к проблематике индивида и наоборот. При этом раскрываются новые объективные связи между ними.

Суть проблемы образа жизни, заключающаяся в диалектической взаимосвязи индивидуального и социального в общественном развитии, позволяет объяснить возрастание интереса к ней меняющимся характером указанной взаимосвязи, различным пониманием соотношения общественных и индивидуальных потребностей и интересов. Сказанное определяет актуальность применения понятия образа жизни к исследованию семьи.

Одним из существенных аспектов анализа образа жизни является вопрос о месте условий жизнедеятельности людей при анализе их образа жизни. Как известно, в литературе долгое время продолжалась дискуссия по поводу того, следует ли эти условия включать в качестве одного из элементов в структуру категории «образ жизни».

В настоящее время эта проблема решается следующим образом: общие условия жизнедеятельности не включаются в категорию образа жизни, но представляют собой необходимую часть последней

Как известно, в литературе принято выделять объективные и субъективные условия жизни, детерминирующие образ жизни. Объективные, в свою очередь, подразделяются на естественные (географические, биологические, экологические и т. п.) и социальные (в широком смысле этого слова).

Однако социальные условия жизни дифференцируются по-разному. Проводится подразделение социальных условий жизни на социально-экономические, социально-политические и социально-культурные ^°; различают совокупность материально-технических и социально-экономических условий и совокупность факторов, связанных с природой самого общества.

Тот факт, что образ жизни является диалектическим единством объективных и субъективных факторов, означает, что, с одной стороны, каждая форма жизнедеятельности, определяемая условиями жизни, как общими, так и индивидуально-конкретными, оказывает воздействие на субъект образа жизни. Обстоятельства заставляют людей действовать тем или иным образом. С другой стороны, образ жизни имеет субъективное содержание, будучи сферой удовлетворения потребностей, реализации индивидом своих ценностных ориентации, установок, жизненных планов. Человек нередко поступает вопреки обстоятельствам, ориентируясь на определенные ценности, идеалы.

Такое понимание соотношения объективных и субъективных факторов, детерминирующих образ жизни, обусловливает невключение последних в структуру образа жизни, но заставляет рассматривать наряду с образом жизни и образ мыслей людей, в первую очередь их ценностные ориентации.

В связи с проблемой выделения структурообразующего фактора образа жизни отметим, что рассмотрение в качестве такового «концепции жизни» или социальной активности нам представляется недостаточно обоснованным, ибо в их основе лежат человеческие потребности. Поэтому, на наш взгляд, именно совокупность потребностей — общественных, классовых, индивидуальных — суть структурообразующий фактор образа жизни общества, класса, индивида.

Подводя итог сказанному об образе жизни, его объективных и субъективных условиях, структурообразующем факторе, можно в основном согласиться с А. П. Бутенко, понимающим под образом жизни «определяемый прежде всего способом производства, уровнем жизни, совокупностью естественногеографических и общественно-исторических условий, а также ценностными установками способ или характер всей жизнедеятельности данной личности, социальной группы или всего общества. Образ жизни показывает, как живут и ради чего живут люди, чем заняты, какие действия и поступки заполняют их жизнь» ^*. «Образ жизни» складывается в систему под воздействием ряда факторов, ценностных установок, он обладает внутренней целостностью, органическим единством.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6