Основные проблемы военной демографии

После развала СССР, а также возникновения многих «горячих точек» в сфере внимания военной демографии появились такой новый субъект механического движения, как «Военные мигранты[7]» – это личный состав воинских частей и подразделений, прибывающий в тот или иной регион из мест прежней дислокации (вывод войск из стран бывшего социалистического лагеря, перемещение войск для формирования новых войсковых группировок и т.п.). Вместе с мужьями-военнослужащими к новому месту службы мигрируют их жены и дети. Более подробно о проблемах военной демографии постсоветского периода изложено в работах, исследующих вооруженные конфликты на территории бывших республик СССР[8], в том числе в Чеченской республике[9].

Необходимо отметить, что руководство нашей страны по всей видимости не только ознакомилось с негативными изменениями в демографической ситуации в нашей стране, но и изучило всевозможные пути решения проблем сохранения хотя бы видимости ВС РФ. Так, во второй половине 2008 г. Министр обороны господин Э. Сердюков и премьер-министр Правительства РФ господин В. Путин, сделав из анализа боевых действий в Южной Осетии с 7 по 10 августа 2008 г. «правильные выводы» предложили Президенту РФ господину Д. Медведеву, как Верховному Главнокомандующему ВС РФ кардинально реформировать ВС РФ. Суть нового пакета военных реформ достаточно подробно освещена в средствах массовой информации. Нас интересует выбранный способ решения призывного вакуума. В качестве панацеи выбран самый неожиданный путь – зачем убирать отсрочки от призыва, которых практически уже и так не осталось, студентам, зачем привлекать будущим гражданством РФ иностранцев за 5-ти летнюю службу в ВС РФ, если можно просто уничтожить ВС РФ (Иначе назвать сокращение ВС РФ до количества ВС Южной Кореи язык не поворачивается. Интересно, как будет изменен статус Верховного Главнокомандующего ВС РФ, если статус Главнокомандующего РВСН при наличии более 40 ракетных дивизий в СССР после более чем 3-х кратного их сокращения в наше время изменен на статус всего лишь командующего РВСН). Вместо имеющихся в настоящее время войск с 1 декабря 2009 г. останутся по одной бригаде (от 3 батальонов до 5 полков в составе) в каждом Военном округе. В общем, войск будет столько, на сколько хватит призывников. Никакой войны, кроме локальной (по типу югоосетинской), судя по изложенной нашими руководителями логической схеме, видимо, не будет. Ликвидируется сама система отмобилизования людских ресурсов для доведения численности кадрированных частей до штатов военного времени. В строю остаются только немногие части уточненного на 1 декабря 2009 года неизменного более штата.

Исходя из всего сказанного основные проблемы военной демографии на современном этапе ее развития можно сформулировать так:

– формирование достоверных прогнозов комплектования ВС РФ в условиях резкого и неуклонного снижения количественного состава призывного потенциала;

– демографическое прогнозирование ситуаций локальных конфликтов с участием воинских частей по обновленным штатам;

– разработка отсутствующих на настоящий момент методов исчисления прямых и косвенных людских потерь;

– обеспечение сохранности полученных результатов исследований как военной и государственной тайны в условиях широчайшего распространения электронно-вычислительной техники и способов передачи информации.

Перейти на страницу: 1 2