Дадаизм

Самое хаотичное, пестрое, кратковременное, лишенное всякой программы выступление авангардистов - дадаизм. Его основателем был поэт Тристан Тзара. Название этого направления в искусстве сознательно бессмысленно (от французского dada - конек, деревянная лошадка, детский лепет). Оно обозначает движение - протест против всего предшествующего искусства.

Дадаизм просуществовал недолго. Он возник почти одновременно в 1915-1916 годах в Нью-Йорке и Цюрихе. Центром деятельности дадаистов было Кабаре «Вольтер» в Цюрихе, где поэты, художники и писатели-единомышленники собирались для творческих экспериментов в области бессмысленной поэзии, «шумовой» музыки и автоматического рисунка.

Дадаизм был резкой реакцией на снобизм и консервативность художественно истеблишмента: дадаисты использовали все возможности своего воображения для того, чтобы вызвать возмущение буржуазии. Так, выставка дадаистов в Нью-Йорке в 1917 г. сопровождалась «музыкой» битья в ящики и банки, танцами в мешка. Призыв дадаистов гласил: «Уничтожение логики, танец импотентов - творение есть дада, уничтожение будущего - есть дада». За всем этим «художественным хулиганством» было отрицание всех духовных ценностей, желание эпатировать благонравных буржуа.

Дадаизм пытался сломать устоявшиеся представления об искусстве, его видах и жанрах, иронизировал над тиражированием достижений мировой культуры. Он делал ставку в художественном творчестве на случайные процессы, психический автоматизм действий, рожденную путем импровизации коллективную декламацию, фотомонтаж. Дадаизм пытался сломать границы между жизнью и искусством, теоретически обосновывал и пытался практически осуществить введение в художественную культуру ready-made. Ready-made - тривиальный предмет, изъятый из среды своего естественного существования и выставленный как объект искусства.

Следует сказать, что дадаизм как самостоятельное течение довольно быстро прекратил свое существование. Он выдохся уже к 1922 г.