Мировоззрение первобытного человека

Особенностью первобытной культуры является гармония человека и природы. Человек еще не полностью отделился от животного мира, он ощущает себя его частью. Эта неразрывность природного и социального нашла отражение и в первобытной культуре, и в мировоззрении первобытного человека.

Представления первобытных людей о мире, природе, обществе, человеке, законах жизни нашли отражение в мифологии. При этом само сознание людей было мифологично. Древний человек не разделял миф и действительность. Для него миф был также реален, как его собственное детство, как вчерашняя охота, как завтрашний день…. Миф для первобытного человека был осмыслением реальности, которая существует сейчас и существовала задолго до нас. Коллективный практический опят накапливался множеством поколений, поэтому лишь он считался "самым верным и надежным" источником знаний о мире. Для того, чтобы описать окружающий мир, надо, по представлениям древних людей, рассказать, как он появился. Нынешнее состояние мира - это следствие давно произошедших событий и действий мифических героев - богов или предков. В любом мифе мифологическое событие отделено от настоящего каким-то большим промежутком времени: как правило, мифологические рассказы относятся к "стародавним временам", "начальным временам".

Вспомните, и русские народные сказки обычно начинаются с присказки "давным-давно, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…", "это было еще при царе Горохе…", "Это было в те года, когда у кур росли рога…", "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…".

Мифологическое время - это время, когда все было не так как теперь. Мифологическое прошлое - это особая эпоха первотворения: первый человек, первая женщина, первый огонь, первое копье, первая охота…Все происходящее в мифе воспринимается как образец для жизни в настоящем.

Анализируя мифы, дошедшие до нас, мы можем понять, как воспринимал мир первобытный человек, как он мыслил, как чувствовал, как жил. Поэтому можно выделить несколько главных особенностей первобытной культуры:

Синкретизм - нерасчлененность, неразрывность культуры, религии и повседневной бытовой жизни, единство природы, общества и человека. Первобытные люди танцевали ритуальные танцы на поляне у костра отнюдь не для эстетического удовлетворения, а для того, чтобы привлечь богов охоты или плодородия, вызвать дождь или наоборот, прогнать тучи. Все действия, обычаи, обряды и ритуалы были вызваны практической необходимостью.

Анимизм - (от лат. anima - душа) - одушевление живой и неживой природы. Жизнь племени полностью следовала за природными циклами. Подобно тому, как природа весной пробуждается к жизни, а осенью засыпает, так и человек - рождается, живет, умирает и возрождается для новой жизни. Происходит наивное очеловечивание окружающей природной среды. Человек переносил на природные явления свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства. Выражение сил и свойств космоса в качестве конкретных, одушевленных образов создавали причудливый, фантастический мир. Все явления природы объяснялись действием сил, которые сильнее и могущественнее человека. Эти силы создали мир и людей. Космос представлялся живым великаном, из частей которого может быть создан мир, болезни имеют вид чудовищ, предками человека являются животные, которые с легкостью меняют свой облик, умеют говорить на человеческом языке. При этом все боги и духи связаны между собой чисто человеческими семейно-родовыми отношениями….

Фетишизм - обожествление различных предметов. Наделяя окружающий мир разумом и душой, человек осознавал свою беззащитность перед силами природы, поэтому искал себе защитников и помощников среди тех, кто по его мнению может соперничать с могучими силами. Боги и духи могут передать человеку часть своей силы, заключив ее в какой-нибудь предмет (бубен шамана, чучело человека, крест, камень и т.д.). Первобытные люди изготавливали такие предметы - талисманы, амулеты и обереги, и пытались с их помощью защититься от бед и болезней.

Перейти на страницу: 1 2