Понятие, сущность, элементы и функции культуры

Духовная сфера общества - это сфера обитания очень сложного и неоднозначного явления - культуры. Сам термин "культура" имеет много значений. Науке известно около трехсот определений культуры.

Слово "культура" происходит от латинского слова colere, что означает "культивировать, возделывать почву". В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или "искусство земледелия". В наше время ботаники, говоря о каком-нибудь виде или сорте растения, называют его тоже "культура". Но в 18-19 веках его стали употреблять и по отношению к людям - если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали "культурным". Тогда этот термин применялся, главным образом, к аристократам, чтобы отделить их от "некультурного" простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Но кроме обыденной трактовки, существуют попытки научного определения этого понятия.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать из поколения в поколение.

Анализируя значение этого слова в различные эпохи и у различных народов, можно сделать вывод, что этот термин тесно связан с человеческим трудом, с активной преобразующей деятельностью людей. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Культура являет собой совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически-конкретные, с течением истории получили статус общественно-объективных и как бы "надвременных" (то есть неподвластных времени) духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию. Культура охватывает не только прошлое и настоящее, но и еще простирается в будущее.

Процесс развития культуры можно рассматривать как создание культурных ценностей и передача их следующему поколению, или как освоение накопленного опыта и создание на этой основе своей культуры.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению.

В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребенка и регулирование его поведения.

Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых "детей джунглей", которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствуют о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.

Культура может существовать в двух формах:

Материальная культура - различные предметы, результаты человеческой деятельности. К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда. Материальная культура - показатель уровня технического развития общества, практического овладения человеком природой. Предметы материальной культуры неизменны.

Духовная культура - человеческие способности, нормы поведения, взгляды, идеи. К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусство, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития интересов и потребностей людей. Духовная культура проявляется в предметах материальной культуры. Но, в отличие от них, могут изменяться и совершенствоваться со временем.

Перейти на страницу: 1 2