Заключение

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т. е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получила широкое распространение основная технология работы с подростками для предотвращения формирования девиантного поведения - профилактическая.

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.

В концептуальном плане в профилактических технологиях выдерживается прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

Среди основных направлений проведения профилактики девиантного поведения особое место, наряду с информационным и социально-профилактическим подходами, занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, то есть патологией на биологическом уровне.

Следующий подход – социально педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности человека с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Существует еще один подход, связанный с применением санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение. «Чтоб другим неповадно было», - гласит народная мудрость. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же - выявление и устранение причин социальных отклонений.

Мудрая китайская пословица гласит: «Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения».

[1]

Каган В.Е. Концептуальные проблемы школьной дезадаптации. //Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25-27 октября 1995 г. – М.: 1995. с. 3

[2]

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.с 34

[3]

Гальперин П. Я Введение в психологию. - М., 1976.с 18

[4]

Данилова Н.Н. Психофизиология.- М.: Аспект Пресс. 2000 с 4

[5]

Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.

[6]

Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 1998.

1.Данилова Н.Н. Психофизиология.- М.: Аспект Пресс. 2000

[8]Шурыгина И.И. Влияние социального статуса семьи подростков на их отношение к различным формам девиантного поведения // Семья в России. 1999. № 1-2