Проблемы профориентации и профессионального обучения военнослужащих и членов их семей

Необходимо учитывать и разъяснять, что при всей схожести военных и гражданских специальностей невозможен прямой переход от одного вида деятельности к другому. Но учет и использование уже выработанных у специалиста индивидуальных качеств, определенных приемов практической работы, опыта разрешения жизненных ситуаций может позволить за более короткий срок освоить родственную деятельность.

При подборе родственных специальностей необходимо помнить, что специальности не имеют абсолютного сходства и не обеспечивают прямого перехода от одного вида деятельности к другому. Следует учитывать следующие особенности:

– личностные качества в профессиональной деятельности;

– профессиональные предпочтения, ценностные ориентации;

– интересы, склонности, способности, знания, темперамент,

– характер, уровень здоровья и социального благополучия;

–социальные и профессиональные ожидания, уровень притяжения;

– социальные и психологические стереотипы, тип личности.

Учет и использование выработанных у специалистов качеств позволяет рассчитывать, что они за более короткий срок и более качественно освоят родственную деятельность, что обеспечит их конкурентоспособность на рынке труда.

Успех профессиональной ориентации, связанный с вхождением человека в новую специальность, во многом зависит от степени сходства видов деятельности. Все виды профессиональной деятельности по своим требованиям к человеку находятся между собой в определенной степени сходства. Ее диапазон достаточно велик: от почти полного подобия до отсутствия какого-либо соответствия между ними.

По степени сходства в требованиях индивидуальным особенностям специалиста можно выделить четыре группы профессий.

1. Аналогичные (сквозные) профессии.

При выполнении обязанностей по ним задействованы в основном одни и те же психофизиологические и личностные качества человека. Эти профессии как бы пронизывают сферы деятельности. Переход от одной из них к другой возможен после очень незначительной доподготовки непосредственно на рабочем месте (например, военные и гражданские медики, строители, автомобилисты соответствующих специализаций; среди рабочих профессий – бульдозеристы, трактористы и другие механизаторы из различных сфер хозяйствования).

2. Родственные (смежные) профессии

.

Наиболее многочисленная группа видов деятельности. По индивидуальным качествам специалистов профессии имеют сходство на уровне 70–75 % индивидуальных качеств специалиста. В свою очередь делятся на классы (например, организаторские, операторские, педагогические и другие профессии). Переход от одной профессии к другой внутри этих классов возможен после непродолжительной подготовки, проведение которой основывается на сходстве базовых качеств.

3. Профессии, не имеющие выраженного сходства.

В ходе деятельности по ним доминируют различные группы индивидуальных качеств. Переход между профессиями затруднителен, требуется новая подготовка, например технические (создание, управление, обслуживание и ремонт техники) и гуманитарные (работа с людьми – воспитание, обучение, руководство, обеспечение).

4. Несовместимые профессии.

В своих требованиях к специалисту противоречат друг другу, работа по одной из них снижает уровень развития ряда индивидуальных качеств, которые необходимы для успешной деятельности по другой (клепальщик, кузнец, тракторист и гидроакустик, радист).

Зачастую недостаток информации о классификации родственных видов деятельности приводит к незнанию сравнительных характеристик различных профессий, и военнослужащие не могут сопоставить особенности своей квалификации с тем, что требуется при выполнении различных видов деятельности в народном хозяйстве. Но как показывает сравнительный анализ, аналогичные или родственные специальности на “гражданке” имеют свыше 90 % военных профессий [5]. Знание военнослужащими такой информации должно стать важным фактором повышения их психологической готовности к поиску работы, переобучению и трудоустройству после увольнения из армии.

Перейти на страницу: 1 2 3 4