Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога

Одним из теоретических подходов к процессу форми­рования профессиональной культуры социального педагога в его деятельности может быть системно-синергетическая концепция педагогики

(Н.М.Таланчук). Появление концеп­ции связано с открытием фундаментальных законов раз­вития системного синергетизма. Согласно этим законам источником и движущей силой развития личности явля­ется системный синергетизм, понимаемый как сопряжение, соединение, слияние, интеграция и гармония различных начал.

Синергетика (в переводе с греч.) — совместный, согла­сованно действующий. Система (в переводе с греч.) — це­лое, составление из частей, соединение; множество элемен­тов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство (Сов. эн-цикл. слов. — М.: Сов. энц. изд. — 1989. — С 1123, 1126). Поэтому личность может рассматриваться не как любое множество социальных проявлений, а как опреде­ленная система, целостность. Личность — это социально-синергетическая система. Личность определенной культу­ры — этносинергетическая система.

«Национальность--это особая реальность, которая во многом определяет интимно-личностную суть человеческого бытия Человеку совершенно необходимо сочетать в своем духовно-нравственном бытии принадлежность к основополагающий общности людей, и в то же время ощущать себя неотделимой частью своего народа, носителем его национальных особенностей»,--пишет доктор психологических наук, профессор Я.Л. Коломинский[6, 43-44] В этих и других высказываниях мы можем найти сотни подтверждений, характеризующих диаду"человек--этнокультура".

Опирается ли социальный педагог в своей деятельнос­ти на национальную культуру, осваивая знания и особен­ности национально-психологического характера белорусов, изучая процессы и закономерности формирования этничес­кого самосознания, внедряя в практику народную педаго­гику? Какое место в профессиональной культуре социаль­ных педагогов занимает компонент этнопсихопедагогических знаний? Не претендуя на глобальное рассмотрение всех этих вопросов, выделим категорию «менталитета» бе­лорусов как наиболее значимую категорию этнопсихопедагогики и определим некоторые особенности восприятия этого феномена сегодня. Менталитет

(от франц.) — склад души, характер и стиль мышления народа, его жизнеспособность. Менталитет

— интегративная характе­ристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми ок­ружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него [11, 9]. Менталитет - одно из важнейших поня­тий, раскрывающих духовность определенной общности людей, которая исторически сформировалась в данных ус­ловиях жизнедеятельности.

Через менталитет раскрываются особенности мышления людей, обусловленных особенностями той или иной культуры.

Каков же менталитет бе­лоруса, в чем особенности его национального характера, культурной среды, в которой сложился его образ и стиль жизни? Следует сказать, что типичным для белорусов всегда было желание владеть своей землей. Может, поэто­му в белорусском фольклоре сохранилось много легенд, сказок, преданий, которые славят землю-матушку и чело­века-труженика. Может, поэтому сегодня гипертрофирова­но отношение крестьянина к земле. Особенно это хорошо видно на примере чернобыльского региона.

С.Алексиевич вспоминает: «Вот приезжаю я в Черно­быльскую зону, тракторист пашет в открытой кабине. Спрашиваю: сколько детей? Он отвечает: пять. "А почему кабина не герметизирована? Почему о жизни своей не ду­маете?" "А, трэба жыць, такая наша доля!"». Ка­кой смысл этого страдания? Во имя чего оно? Ответ прост, но и сложен одновременно. Прост — потому что хлеб, взращенный в труде, — примета достатка в доме, благополучия и мира в семье, уверенности в завтрашнем дне. Пришло новое время, изменились взаимоотношения человека и природы, изменилась и культурная среда, в которой человек должен жить. Но неизменным остается чувство, выпестованное предыдущими поколениями белорусов,--чувство любви к земле.

Положение жертвы, страдальца являются характерной чертой белоруса. Это положение подкрепляется историческими сведениями о культе христианских мучеников. В приведенном примере белорусская неагрессивность приобретает гиперболизированные формы. Поэтому ти­пичным вопросом для белорусов, особенно в экстремаль­ных случаях, будет не "Кто виноват", а "Что я сделал не так?" Социальному педагогу необходимо учитывать такие качества личности белорусов, как терпение, тер­пеливость, способность претерпевать трудности, бороться, чтобы выжить.

Перейти на страницу: 1 2