Введение

Актуальность темы исследования обусловлена осознанием кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения.

Профессиональное самоопределение столкнулось с рядом проблем как внешнего, так и внутреннего порядка, требующих научного осмысления и практического решения. Повышается необходимость углубления понятия об основных закономерностях профессионального самоопределения, разработки системы критериев и показателей его успешности, которые являются основным условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом.

Необходимость анализа положения молодежи на рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют значительную часть трудоспособного населения, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране.

Проблемы занятости молодёжи справедливо относятся к глобальным проблемам современности, так как занятость – основа развития человечества. Для современного мира характерна массовая безработица молодёжи, которая способствует социальной дезинтеграции и деформации.

По данным нового исследования Международного бюро труда, за последнее десятилетие уровень безработицы среди молодежи резко возрос и достиг рекордного уровня в 88 миллионов человек, причем люди в возрасте от 15 до 24 лет составляют половину из общего числа безработных в мире. Новое исследование специалистов Департамента стратегии занятости МОТ «Мировые тенденции занятости среди молодежи в 2004 году» показало, что на долю молодых людей, составляющих 25% трудоспособного населения, в 2003 году приходилось 47% из 186 миллионов безработных во всем мире.

Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой – обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения.

Повышается необходимость углубления понятия об основных закономерностях профессионального самоопределения, разработки системы критериев и показателей его успешности, которые являются основным условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом.

В разное время профессия, как социокультурный феномен, наделялась разными смыслами. Какими? Ответ на этот вопрос может дать сравнительно-исторический анализ, связанный с проблемой социокультурного материала. Необходимо рассмотреть профессионалиацию как явление культуры, следовательно, анализу подлежит генезис места и роли профессии в обществе, становление, исчезновение одних и появление других качеств и свойств, динамика ценностных ориентаций.

В свою очередь, смысловая ценностная интерпретация профессии как социокультурного феномена в названном аспекте может раскрыть особенности согласования культурного, социального, индивидуального миров на разных этапах исторического социокультурного развития общества. Более того, такой анализ позволил бы осветить особенности коллективных представлений современных россиян о роли профессии в социализации.

Перейти на страницу: 1 2 3