Теоретические аспекты профилактики: понятие, виды, функции

Эмоциональный компонент обеспечивает формирование стойкого негативного отношения к заявленной проблеме, например, к проблеме наркомании. Согласуясь с когнитивным компонентом, возможно формирование антипатии к данному явлению, построенное не на догадках, а подкрепленное достоверными данными. Это позволит лучше ориентироваться в собственных чувствах, выделять эмоциональную основу поведения других людей, а, следовательно, будет способствовать развитию ответственности [22,c.46].

Необходимо обучить участников профилактики приемам нейтрализации негативных переживаний, принятия себя и своих поступков, переживания себя как ценности для себя и окружающих (понятно, что эти процессы взаимосвязаны - уважительное отношение к другим обуславливает уважительное отношение к себе).

Поведенческий компонент интегрирует знания и навыки в определенный поведенческий акт, являющийся в той или иной степени реализованной целью деятельности профилактической системы [17, с. 19].

Согласованность предыдущих компонентов отражается в полученном результате, другими словами, в уровне развития адаптивных навыков, диапазоне их применения и модифицирования. Участник профилактической работы становится носителем уникального опыта, субъектом собственных изменений, исходя из полученного опыта. Субъект профилактики приобретает навыки универсального оперирования действительностью, сущность которых состоит в отсутствии психического напряжения при столкновении с данной или производной проблемами, а также в преобладании прогноза по поводу разворачивания подобной ситуации над адаптацией к ней.

Для того чтобы результативность деятельности превентивной системы была максимальной, необходима реализация следующих принципов:

- универсальность, т.е. модифицированность системы профилактических действий;

- конструктивность, т.е. отсутствие узконаправленности разворачивания профилактической системы;

- опережающий характер воздействия, т.е. предвосхищение негативных установок, что позволит развивать позитивные (желаемые) особенности поведения [23, с.114].

Получение ощутимых результатов от проведения профилактических действий возможно в том случае, когда профилактика становится не менее важным компонентом, чем лечение, причем не только на словах, но и на деле. Ответственное отношение к разработке превентивных мер будет первым достижением в ее работе.

Четкое определение функции позволит правильно организовать работу и предупредить конфликты. В своей работе социальный работник выполняет несколько основных взаимодополняющих функций:

- диагностика;

- сбор информации, анализ информации;

- информирование;

- обучение;

- содействие в решение социальных и психологических проблем;

- контроль (текущий, поэтапный).

Диагностика. Любая работа должна начинаться с определения ее целей и задач. Роль определителя играет диагностика. Естественно, каждый из специалистов имеет границы своей деятельности и методы диагностики [15,c.47].

Сбор информации, анализ информации. Одним из направлений деятельности является не только анализ информации по конкретному случаю, но и прогнозирование основных тенденций развития проблемы. Это возможно с помощью сбора и анализа информации, на основе которого строятся предположения о влиянии разного рода факторов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6