Социальная работа по профилактике раннего брака и материнства.

Важное значение имеет половое воспитание - это комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. Половое воспитание в широком смысле совпадает с процессом половой социализации. В узком смысле понимается как подготовка ребёнка к сексуальной жизни. Половое воспитание современных детей и подростков осуществляется стихийно, необходимая информация черпается ими из неравноценных и противоречивых источников. Важным фактором выступают родители, однако эта роль ими, как правило, недостаточно осознаётся. Главной задачу родители видят в предотвращении нежелательных последствий сексуального опыта, тем самым расценивая сексуальность как враждебную силу, требующую подавления. Взрослеющих детей такой подход не устраивает, и они обращаются к другим источникам, важнейшим из которых выступают более сведущие сверстники и старшие товарищи. Именно этим путём из поколения в поколение передаются ложные стереотипы, предрассудки и мифы о мужской и женской сексуальности.

Важный канал полового воспитания - средства массовой информации, которые могут обеспечить высокий профессиональный уровень, массовость, наглядность, возможность индивидуального выбора. Но широкое использование этого канала в целях полового воспитания затруднительно: не все материалы приемлемы для массовой публикации и демонстрации, особенно в многонациональной стране; трудно также достичь попадания информации по точному адресу - детям и подросткам определённого пола, возраста.

По мнению специалистов, наиболее эффективно половое воспитание может быть осуществлено в рамках соответствующих просветительных программ в образовательных учреждениях. Однако в России система таких мероприятий практически не налажена. Этому препятствует распространённое мнение, что целенаправленное сексуальное воспитание развращает детей и подростков и провоцирует их на нежелательное поведение. Опыт стран, где подобные программы осуществляются, показывает несправедливость такого мнения. Установлено, что половое воспитание не провоцирует раннее начало половой жизни. Наоборот, оно обеспечивает усвоение детьми и подростками достоверных сведений и здоровых установок в сфере половых отношений. В результате значительно снижаются показатели внебрачной беременности подростковой, ранних браков, абортов, венерических заболеваний, преступлений на сексуальной почве.

В 90-х гг. в Российской Федерации наметилась тенденция преодоления упущений в области полового воспитания. В ряде школ введён экспериментальный курс полового (или сексуального) воспитания. Оформляется сеть консультативных служб и центров, призванных способствовать половому воспитанию детей и подростков.

При создании системы полового воспитания в образовательном заведении перед педагогами ставятся сложные психолого-педагогические задачи. Полная программа полового воспитания охватывает все звенья общего образования от детского сада до старших классов. В начальной школе половое воспитание совпадает с изучением собственного тела, нацеленным на понимание детьми себя как растущих и изменяющихся людей. Детям сообщается, что мужчины отличаются от женщин и что оба пола призваны вместе производить потомство. Учителя пытаются тактично исправлять неверные представления ребят о сексуальности. В 5-м и 6-м классах педагоги помогают детям подготовиться к пубертатному скачку роста (разъясняют детям проблемы менструаций, поллюций, изменений в их теле, связанных с появлением вторичных половых признаков и др.). Большинство подростков вступает в период полового созревания в 7-9-х классах. В это время возрастает их интерес к сексуальным вопросам, поэтому учащихся желательно ознакомить с вопросами ответственности за половые контакты и их последствия, предостеречь от болезней, передающихся половым путём. Важны также информация о социальных и психологических аспектах сексуальности, обсуждение вопросов брака и семьи, а также абортов, проституции детской, гомосексуализма, порнографии и др. В половом воспитание от учителей требуется особый педагогический такт, всесторонняя подготовленность в сфере полового просвещения.