Заключение

Значение профилактических и реабилитационных программ является бесспорным. При этом следует подчеркнуть, что очень часто употребление ПАВ несовершеннолетними является симптомом жизненно-личностного или социального (семейного) неблагополучия. Это предполагает приоритет педагогических и психологических воздействий при решении проблем реабилитации. Поэтому профилактика должна охватывать весь период развития ребенка до становления ответственной личности. Программы являются некой подсказкой для подростков в решении жизненных проблем, т.к рассматривают типичные ситуации, могущих произойти, и варианты выхода из них.

Конечно, основной упор должен делаться на разработку профилактических программ, т.к предупредить легче, чем исправить. Тем не менее, нужно осторожно подходить к выбору программ работы с молодежью и подростками в силу их личностных и физиологических особенностей, в силу их развития. В данной работе рассмотрены уже проверенные, апробированные программы, которые могут взять на вооружение социальные работники и педагоги в своей деятельности.

[1] Сирота Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 3.

[2] Перечень аннотированных программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами: Методическое пособие / Под ред. Дерягиной М. Б., гл. спец. МУ «МЦПН» - Красноярск, 2007. – с.14.

[3] Социальная работа: теория и практика / под ред. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 133.