Составные элементы модели психоаналитически ориентированной психотерапии с семьей

Психологическое моделирование - создание формальной модели психического или социально-психологического процесса, т.е. формализованной абстракции данного процесса, воспроизводящей его некоторые основные, ключевые, по мнению данного исследователя, моменты с целью его экспериментального изучения либо с целью экстраполяции сведений о нём на то, что исследователь считает частными случаями данного процесса.

В начале ХХ в. в психологии широко использовались модели "гидравлического типа", основанные на принципе компенсации - "в одном месте убавилось, в другом прибавилось" (на этом же устаревшем принципе основана так называемая Модель А, используемая в соционике). Подобного рода модели до сих пор используются в популярной психологии (например, модель трёх состояний Эго, предложенная Э. Берном).

В настоящее время в психологии всё чаще используются модели, основанные на вероятностно-статистической оценке явлений и алгоритмическом подходе. Необходимо отметить, что существует довольно большое количество моделей семейной психоаналитической работы имеющее различное целевое содержание. [3]

Рассмотрим подробно составные элементы одной из моделей семейной психоаналитической работы с семьей.

В построении теории семейной психоаналитически ориентированной психотерапии используются такие принципы, как системность, детерминизм, интегративностъ, принципы развития, синтеза, принцип единства внутреннего и внешнего, бессознательного и сознательного, принцип объектного взаимодействия, соотношения внутриличностного и межличностного конфликтов, индивидуальных и семейных потребностей, индивидуального и группового (семейного) уровней зрелости. Данные принципы должны находить свое приложения для построения эффективной модели психоаналитической психотерапии.

Показаниями к применению данной модели считаются преимущественно трудности, связанные с нарушением родительско-детских, супружеских отношений, личностные трудности, невротические реакции, неврозы, личностные расстройства в контексте жизненного цикла семьи, семейных паттернов взаимодействия.

Значительно реже эта модель используется при трудностях родственно-семейных отношений в семьях профессиональных военнослужащих из-за специфики их проживания и практически нежелательна при borderline и психотического уровнях расстройств членов семьи, тяжелых семейных нарушениях, при распаде семьи.

Общая цель данной модели заключается в том, чтобы на основании осознания, понимания и принятия причин психологических личностных, семейных проблем, деструктивных внутренних объектных отношений достигнуть изменения в реальных объектных отношениях на конкретном этапе жизненного цикла, зрелости, гармонии каждого члена семьи и всей семьи в целом. Предлагаемая модель психотерапии позволяет:

осуществлять психодиагностику основных типов личностных и семейных проблем, их базовых причин;

достигать осознания, понимания причин внутренних деструктивных объектных отношений, личностных психологических проблем, рассогласований реальных объектных отношений в семье через преодоление внутриличностных конфликтов;

изменять реальные объектные отношения в семье, достигать их зрелости, гармонизации на конкретном этапе жизненного цикла семьи;

адаптировать к новому уровню личностной зрелости, реальным согласованным объектным отношениям, новой жизненной ситуации в семье.

Таким образом, была рассмотрена модель применимая по отношению к некоторой группе семей, рассмотрим более общую модель, содержащую элементы которые можно реализовать по отношению ко всем семьям по рассматриваемой тематике.

Данная модель включает основные этапы, организация проведения работы, техники и приемы семейной психоаналитически ориентированной психотерапии, а также основные требования, предъявляемые к психоаналитическому психотерапевту.

Этапы семейной психоаналитически ориентированной психотерапии. Можно выделить четыре этапа психотерапии в соответствии с ее задачами (на примере семьи военнослужащего): психодиагностический, этап осознания, реконструктивный (согласование отношений) и адаптационный.

Перейти на страницу: 1 2