Психологическая типология К. Юнга и ее реализация в практике делового общения

1. Типология Юнга направленности психической энергии личности

Эстравертированный и интровертированный типы установки личности. Экстраверсия и интроверсия в деловом общении.

Основой индивидуальной психики личности и источником ее конфликтов в межличностном общении Юнг считал психическую энергию. Она характеризует интенсивность любого психического процесса, происходящего в индивидуальной психике личности. Все психические феномены: внимание, интерес, чувствование, предвосхищение, моральные, эстетические, интеллектуальные потребности, эмоциональные состояния, аффекты, стимуляция являются различными выражениями психической энергии.

Психическая энергия направляет и побуждает личность к любому виду деятельности. Субъективно психическая энергия воспринимается и переживается как сильное желание. Но поскольку психическая энергия есть «реальность прихотливая, которая хочет реализовывать свои собственные усилия», то для ее использования необходимо создать подходящий для нее «уклон», то есть направить ее на желаемый ею и подходящий для нее объект. В противном случае психическая энергия будет лишь просто накапливаться и, не находя себе выхода, станет деструктивной.1

Подчеркивая связь психики человека с мозгом, Юнг в то же время предостерегает от рассмотрения психических процессов лишь как «вторичных» феноменов биохимических процессов мозга. Он обращает внимание своеобразие психики личности и ее «несводимость к чему бы то ни было другому».2

Психическая энергия рождается из «взаимодействия противоположностей», подобно энергии всех физических явлений, но в отличие от нее она включает «душевные побуждения» и служит показателем динамики психической

1 Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного: Пер. с нем. – М.: Канон, 1994. – С.88-89.

2 Юнг К.Г. Настоящее и будущее // Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. – М.: Мартис, 1995. – С. 134.

сферы личности.1 Эта динамика проявляется в реагировании» личности на какую-либо данную ситуацию. Оно характеризует два типа установок, которые Юнг обозначает как интроверсия и экстраверсия.

Интровертированная и экстравертированная установки определяют не только «привычное реагирование» личности на какой-либо объект, но и весь образ ее действия, вид субъективного опыта, «характер бессознательной компенсации». Для интровертированной установки личности характерно негативное отношение к объекту, а для экстравертированной — позитивное.2

Личность с интровертированным типом установки

характеризуется нерешительностью, рефлексивностью, замкнутостью. Она нелегко отвлекается от себя, избегает объектов, всегда находится в обороне и охотно прячется, уходя в недоверчивое наблюдение.

Для личности с экстравертированнымтипом установки

характерны открытость, предупредительность. Она легко приспосабливается к любой данной ситуации, быстро вступает в контакты и часто беззаботно и доверчиво, пренебрегая осторожностью, ввязывается в незнакомые ситуации.3

Различие этих установок состоит еще и в том, что в интровертированной установке определяющую роль играет субъект, а при экстравертироранной — объект. Юнг считал, что в эмпирической действительности эти две установки в чистом виде редко наблюдаются. Они всячески варьируются и компенсируются. Однако для подавляющего большинства людей характерно явное доминирование одной из установок в функции приспособления.4 У интроверта экстраверсия пребывает где-то на заднем плане, она «дремлет» в бессознательном состоянии, так как его сознание постоянно направлено на себя. Оно замкнуто, рефлексивно. Интроверт, хотя и видит объект, имеет о нем смутные или ложные

1 Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – С. 66.

2 Там же. С. 101-102.

3 Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. – С.77-78.

4 Там же. С. 93.

представления и потому дистанцируется от объекта. У экстраверта теневое существование на заднем плане ведет интроверсия.

Для иллюстрации того, как экстраверсия и интроверсия реализуются в функции приспособления к определенной ситуации, Юнг приводит пример с двумя юношами, которые во время путешествия подходят к незнакомому замку. Один из них (экстраверт) собирается сразу войти, но другой (интроверт) удерживает его. Однако после того как они вошли, юноша-интроверт погружается в созерцание старых рукописей и робость его исчезает. А юноша-экстраверт начинает скучать и не скрывает своего раздражения и дурного расположения духа. На этом примере Юнг показывает, как у юноши-интроверта посредством влияния объекта проявилась «неполноценная экстраверсия», а у юноши-экстраверта место его социальной установки заняла «неполноценная интроверсия».1 Юнг подчеркивает большое значение такого «обращения» установок для межличностных отношений. Оно может создавать психологические основы для разлада и недоразумений в общении партнеров, для взаимного обесценивания личностей друг друга, для возникновения конфликтных ситуаций, когда доминирующим становится принцип «ценность одного есть отрицательная ценность другого».2

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6