Профилактика и коррекция родительского пренебрежения, отвержения и насилия

Проблема родительского пренебрежения, отвержения и насилия в семье в современном обществе очень актуальна. Дети, ставшие жертвами жестокого обращения в семье, нуждаются в своевременном оказании профессиональной помощи. Переживаемое в настоящий момент или пережитое в прошлом эти негативные явления приводят к развитию серьезных психологических затруднений.

Физическое насилие определяется как любое неслучайное нанесение повреждений ребенку в возрасте до 18 лет родителями или человеком, осуществляющим уход или опеку. Пренебрежение, отвержение (как одни из разновидностей жесткого обращения с детьми) определяются как хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском образовании, защите и присмотре.[1]

Основными последствиями таких явлений для детей является отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии. Непосредственно после травм могут возникать острые состояния страха.

Не существует готового рецепта для оказания этим детям психологической помощи, но в тоже время существуют методы, традиционно считающиеся наиболее адекватными. Клиент- центрирования игровая терапия. Г. Аэндрет дает следующие определение этого направления игровой терапии: это динамическая система межличностных отношений между ребенком и психологом, обученным процедурам игровой терапии, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать свое Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры – естественного для ребенка средства коммуникации.[2]

Именно в игре ребенок может продемонстрировать с помощью конкретных предметов, которые выступают в качестве символов то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Игра является для ребенка символическим языком для самовыражения и, манипулируя игровыми предметами, ребенок может более адекватно показать им выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к разным событиям своей жизни.

Игровая терапия является универсальным, эффективным многие пласты психики ребенка средством. Игровая терапия и ее элементы могут применятся в работе с детьми любого возраста. Она может оказаться полезной даже при работе с подростками, но только в том случае, если эту форму работы выбрал сам подросток.

Песочная терапия. Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризация фантазий и формирования ощущения связи контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики. Сам процесс песочной терапии обладает терапевтическими свойствами и вызывает меньше сопротивления , чем арт -терапия. Так как некоторые дети не хотят рисовать(боятся оценки своих художественных способностей).

Серийное рисование является терапевтическим подходом, в рамках которого консультант регулярно встречается с ребенком и просит его «просто нарисовать картинку». В процессе этих встреч формируются терапевтические взаимоотношения между психологом и ребенком, проблемы находят символическое выражение в рисунках, в результате возникает возможность исцеления и разрешения внутренних конфликтов.

Серийное рисование – предполагает ежедневное проведение занятий рисования в присутствии консультанта. При этом психолог делает выводы не на основе одного рисунка, а на основе целой Сергии или часто повторяющихся мотивов. В ходе работы ребенок часто останавливает свой выбор на одной символической теме и использует ее в ряде рисунков. Этот символический образ не остается неизменным, но претерпевает изменения, указывает на наличие внутренней динамики. Использование рисунков может помочь ребенку перейти к непосредственному обсуждению болезненных переживаний, связанных с опытом насилия.

Этот метод может быть неприемлем для работы с ребенком, который не может и не умеет рисовать, более того, он может вызвать у ребенка пренебрежительное отношение или раздражение. В итоге контакт с психологом не устанавливается, а рисунки оказываются довольно формальными. Целесообразнее использовать эту методику как составную часть другой работы.[3]

Использование сказок и историй в работе с детьми учат справляться со сложными ситуациями, используя героев произведения как модель для подражания. В психологической работе может помочь в установлении контакта с ребенком или группой детей.

Перейти на страницу: 1 2