Психосоциальные технологии помощи детям с проблемами здоровья и педагогической запущенностью

Как известно, в современной массовой школе достаточно большое количество детей со значительными отклонениями от медицинской нормы. Обучение и воспитание таких детей ставит перед школой, по меньшей мере две серьезные проблемы: во-первых, как помочь им нормально развиваться и во-вторых, как свести к минимуму возможные отрицательные последствия их совместного обучение с другими детьми.

В работе с детьми с отклонениями от медицинской нормы и их родителями психолог выполняет функции консультанта своего рода посредника между таким ребенком и врачом, учителем, родителями одноклассниками. Также проводит коррекцию отдельных форм поведения самооценки и другое. Однако эта работа должна рассматриваться лишь в качестве элемента общего процесса лечения ребенка.

При консультировании родителей психологу необходимо учитывать не только характер заболевания, но и индивидуальные особенности каждого ребенка, а также специфику школьной и семейной ситуации. При психокорреккционной работе с детьми в основном используется метод игровой терапии.

Вторую группу «трудных» детей составляют школьники, которых иногда называют трудновоспитуемыми, иногда социально дезадаптированными, или педагогически запущенными. Если, говоря о детях с отклонениями от медицинской нормы, мы рассматриваем границу между медицинской нормой и патологией, то здесь психолог должен иметь в виду границу между правосообразным и криминальным поведением.

В работе психолога с педагогически запущенными детьми, большое значение имеет профилактика возможных правонарушений. Профилактическая работа с этой группой детей и подростков требует выхода за рамки школьных проблем, она должна осуществляется в более широком социальном контексте, быть ориентирована на настоящую жизнь. Возможно, наиболее эффективной работой психолога с такими учащимися может быть работа по профориентации и профконсультации, а также индивидуальное или групповое обсуждение сугубо личных проблем.

Использование «Тренинга модификации поведения» как формы индивидуально-групповой психокорреккционной работы можно отнести к разряду воспитательного воздействия с целью предотвращения рецидива. В рамках программы «Тренинг модификации поведения» дети не только начинают понимать социальные, возрастные и другие проблемы своих сверстников, но и причины своего неправильного поведения. Дети обретают способность контролировать свои стрессовые состояния, страхи, гнев, учатся адекватно реагировать на свои эмоциональные конфликты. В результате проработки личных проблем и разрешения трудностей общения с окружающими, позитивные чувства к себе(повышение самооценки) и другим людям выражаются более спонтанно.[5]