Сотрудничество мирового сообщества в сфере борьбы с дискриминацией

«Миллионы людей в мире лишены работы, вынуждены заниматься лишь определенными видами профессиональной деятельности или получают более низкую заработную плату только из-за своего пола, вероисповедания или цвета кожи независимо от своих способностей или требований, предъявляемых на данном рабочем месте. Ликвидация дискриминации в сфере труда – необходимый элемент любой стратегии снижения масштабов нищеты и обеспечения устойчивого развития». [33]

Принцип, на котором основывается международно-правовая система защиты прав человека и основных свобод, - это принцип равенства и недискриминации. Дискриминация запрещена рядом международно-правовых документов, принятых в рамках ООН и затрагивающих все известные сегодня ситуации, при которых лицам может быть отказано в праве на равенство. В декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам указано, что дискриминация людей на основе принадлежности их к той или ной национальности является оскорблением достоинства человеческой личности и отрицанием принципов устава ООН и осуждаются как нарушения прав человека и основных свобод, провозглашенных во всеобщей декларации по правам человека. [7]

В «Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках» от 27 ноября 1978г. в статье 1 отмечено «все люди, и группы людей имеют право отличаться друг от друга, рассматривать себя как таковых и считаться таковыми. Однако многообразие форм жизни и право на различие, ни при каких обстоятельствах не могут служить предлогом для расовых предрассудков; ни юридически, ни фактически они не могут служить оправданием какой бы то ни было дискриминационной практики…» [8]

Конвенция 97 МОТ «О работниках-мигрантах (пересмотренная в 1949г.)» [12] в статье 6 обязует каждого Члена Организации, «для которого настоящая Конвенция находится в силе, предоставлять без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола иммигрантам, законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные, чем те, что пользуются его собственные граждане». Это коснулось в первую очередь вопросов заработной платы, социальных пособий, условий труда, принадлежности к профсоюзам и т.п.

В США, например, еще в 60-е годы принимались законы, запрещающие дискриминацию по признакам расы, пола, возраста и т.д. Закон о гражданских правах 1964 года заложил правовую основу формального обеспечения всем американцам равных возможностей.

Пытаясь уничтожить рыночную дискриминацию, федеральное правительство США приняло два вида правил. Одно из них – это запрет дискриминации почти для всех работодателей. Другой – это требование от тех, кто заключает контракты с федеральным правительством, участвовать в позитивных действиях, то есть активно и искать меньшинства для заполнения имеющихся у них вакансий. [34]

Многим американцам казалось, что в Соединённых Штатах с расизмом наконец-то покончено – и это не потребовало радикального общественного переустройства.

Движение в защиту гражданских прав стремительно набирало обороты, начинали вступать в силу распоряжения о десегрегации, и сотни тысяч чернокожих американцев переезжали в города северных штатов, где, предположительно, расовая дискриминация была не такой суровой, как на Юге. Правительственные доклады были полны оптимизма: к примеру, в 1969 году разрыв между белыми и чернокожими молодыми американцами 25-29лет, имеющих высшее образование был в четыре раза меньше по сравнению с 1960 годом.[35]

На определенном этапе развития международного права были выделены так называемые права третьего поколения – коллективные права. Это специальные права тех категорий граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим или каким-либо иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны как государства, так и международного сообщества в целом. Круг носителей таких прав достаточно широк – это несовершеннолетние, пенсионеры, инвалиды, безработные, беженцы и лица некоренной национальности. [28]

По опыту западных стран в проведении антидискриминационной политики, несмотря на скрытое сопротивление людей, консерватизм, традиции и предубеждения, успех в этом деле реально достижим, но нужны последовательные усилия государства, общества и граждан. Интересно, что на определенном этапе возможен своего рода противоположный эффект, когда работодатель, например, подвергает дискриминации белого работника, боясь быть обвиненным в дискриминации афроамериканца. [20]