Заключение

Теперь в соответствии с поставленными нами целями и задачами подведем общие выводы нашей работы.

Личность – это основополагающее понятие для многих наук, в том числе и для социологии и психологии.

Проработкой особенностей личности, значимых для психологии, занимались множество зарубежных и отечественных ученых. Ряд из них (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский А.Г. Ковалев, З. Фрейд, Г. Юнг, У.Джеймс) оставили в своем научном наследии различные определения «личности» с точки зрения психологии, которые, в целом, сформировали сущность психологического подхода к личности. В целом, в психологической науке, понятие «личность» можно свести к одному общему знаменателю: совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.

Особенности психологического подхода к изучению личности выражаются в тесной взаимосвязи понятия личность с рядом других понятий, таких как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения и межличностные связи, при этом они являются основополагающими для изучения личности в психологии. Обычно выделяют такие составляющие процесса изучения личности как: структура личности; направленность личности; соотношения биологического и социального в личности.

Таким образом, личность в психологии – это особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений, при этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами.

Перейдем к понятию личности в социологии. При определении сущности личности в этой науке существуют несколько значимых, но порой взаимоисключающих друг друга трактовок. Если свести, все многочисленные мнения к общему знаменателю, то личность в социологии определяется как: системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

Формирование личности в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Основные подходы к изучению личности можно свести к социально-психологическому и функциональному подходу. В целом все социологические теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов.

Таким образом, сделаем общий вывод работы. Если психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, то для социолога “личность” - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное.

[1] Приводится по: Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 2006. – с. 16.

[2] Приводится по: Котова И.Б. Указ. соч. С. 56.

[3] Приводится по: Котова И.Б. Указ. соч. С. 94.

[4] Приводится по: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М: Черо, 2006. – с. 47.

[5] Ковалёв А.Г. Психология личности. М.; «Просвещение», 1989. – с. 385.

[6] Приводится по: Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

[7] Приводится по: Котова И.Б. Указ. соч. С. 315.

[8] Теории личности в американской и западноевропейской психологии. - М.: АСТ, 2006. С. 54.

[9] Там же, стр. 87.

[10] Там же, стр. 112-114;

[11] Гиппенрейтер Ю.Б. Указ. соч. С. 156.

[12] Теории личности в американской и западноевропейской психологии. - М.: АСТ, 2006. С. 167.

[13] Гиппенрейтер Ю.Б. Указ. соч. С. 94

[14] Там же, стр. 104.

[15] Приводится по: Котова И.Б. Указ. соч. С. 49.

[16] Гиппенрейтер Ю.Б. Указ. соч. С. 118-119.

[17] Там же, стр. 136.

[18] Олпорт Гордон В. Личность в психологии «КСП+», М.: «Ювента», 2005. – 93 с.

[19] Приводится по: Гиппенрейтер Ю.Б. Указ. соч. С. 186-189.

[20] Лебедева С.О. Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006. – с. 35.

[21] Лебедева С.О. Указ. соч. С. 39.

[22] Лебедева С.О. Указ. соч. С. 66.

[23] Лебедева С.О. Указ. соч. С. 67.

[24] Приводится по: Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М.: Общество, 2005. – с. 81-84.

[25] Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М.: Общество, 2005. – с. 89.

[26] Лебедева С.О. Указ. соч. стр. 98.

[27] Лебедева С.О. Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006. – с. 96.

Перейти на страницу: 1 2