Методы социологических исследований

Любая анкета должна включать вводную часть, содержательную часть и заключительную часть.

В вводной части содержится вся информация о том, кто проводит исследование, о целях, которые стоят перед ним, и о правилах заполнения анкеты (инструкция). Кроме того, в вводную часть обычно включают благодарность за участие в опросе, а также указание на то, что полученные данные будут использоваться лишь в объявленных целях, то есть гарантируется анонимность.

Заключительная часть, или паспортичка, содержит необходимые сведения о респонденте: его возрасте, национальности, семейном положении, статусе, образовании и т.д. Обычно в паспортичку включаются вопросы о характеристиках, которые могут иметь значение с точки зрения интерпретации результатов.

Содержательная часть - это основная составляющая анкеты, в которой формулируются вопросы, расположенные в определенной последовательности. Если в процессе заполнения анкеты у респондента могут возникнуть затруднения, в содержательную часть включают пояснения и рекомендации. При разработке анкеты необходимо стремиться к тому, чтобы на все вопросы респондент мог ответить за 25 - 35 минут; если на заполнение анкеты требуется больше времени, то результаты могут оказаться необъективными в силу утомления и потери интереса к опросу.

Разработка анкеты и проведение анкетирования - сложный процесс, который предполагает ряд этапов.

1. Формулировка гипотезы.

2. Верстка анкеты.

3. Пилотажное исследование.

4. Проведение анкетирования.

5. Обработка результатов и подготовка отчета.

Полученные в результате опроса данные могут подвергаться вторичному анализу, при котором они подвергаются повторной интерпретации. В этом случае полученные в разных опросах данные могут объединяться, сводиться, сравниваться и т.д. Эта разновидность социологического анализа возникла по причине дороговизны проведения опросов.

Метод опроса имеет достоинства:

1. Опрос - это экономичный и оперативный метод сбора информации.

2. Опрос позволяет изучать внутренний мир человека: его ценности, интересы, желания, надежды, тревоги и т.п.

К недостаткам метода опроса следует отнести:

1. Субъективность респондентов, которые в своих ответах могут ориентироваться на общественное мнение и реакцию других. При этом данный недостаток не может быть преодолен массовостью опросов, поскольку массовыми могут быть и стереотипы, предрассудки, заблуждения и т.д.

2. То, что в некоторых случаях значительное число респондентов неспособны ответить на поставленный вопрос в силу необразованности или неинформированности.

Эксперимент - общенаучный метод, используемый в социологии и направленный на установление точной причинно-следственной связи. Важной предпосылкой для разработки экспериментального метода исследования в социологии оказалось то, что многие ученые с самого момента появления социологии рассматривали ее как естественно-научную дисциплину, стоящую в одном ряду с физикой, химией, биологией и т.д.

Эксперимент тесно связан с понятием переменной. Под переменной понимают некий признак, который может принимать то или иное значение.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5