Характеристика методов исследования.

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.

Открытые вопросы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

При интервьюировании, в отличие от анкеты, контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.

Выбор средств для социально-психологического исследования семейных отношений представляется достаточно сложной задачей, которая усложняется тем, что область семейных отношений является глубоко интимной, личностно значимой и поэтому требует особенно осторожного подхода.

В данном исследовании с целью получения эмпирической информации применялась анкета. Анкета служила для получения сведений о изменениях в характере межличностных взаимоотношений между родителями в период ожидания ребенка. Вопросы задавались в основном в косвенной форме.

Ролевые притязания мужей и жен в период ожидания ребенка оценивались в анкете по критериям:

¾ хозяйство и быт,

¾ отношение к детям,

¾ поддержка внесемейной деловой активности,

¾ эмоциональная и моральная поддержка,

¾ внешняя привлекательность.

Кроме содержательных вопросов, анкета включала вопросы, направленные на выяснение социально-демографических характеристик респондентов. Здесь отражались характеристики респондентов необходимые для анализа поставленной проблемы:

Пол _Возраст _

Социальное положение _

Дата

Анкета анонимна. Фамилии, имена и отчества не указывались, учитывая интимность многих вопросов, касающихся семейных проблем.

Вопросы анкеты с данными исследования приведены ниже.

От исследователя требовалось не только выявить, но и правильно поставить проблему, т.е.:

- корректно (точно и четко) ее сформулировать;

- выдвинуть конкретные цели исследования;

- сформулировать научную гипотезу (предположение о связях между изучаемыми элементами);

- построить теоретическую модель явления;

- операционализировать модель, выделяя совокупность важных наблюдаемых признаков явления;

- определить задачи анализа;

- выбрать адекватные методы и инструментарий исследования проблемы.

Говоря иными словами, правильная постановка проблемы дает дополнительные ресурсы к ее разрешению.

Процесс составления анкеты осуществляется в следующей последовательности:

- Определение целей опроса.

- Выбор методов сбора данных.

- Разработка вопросов.

- Оценка вопросов.

- Тестирование.

- Уточнение анкет.

Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты и проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п.

Опрос, который предстояло провести, является групповым анкетным опросом.

Преимущества группового опроса: обеспечивается стопроцентный возврат анкет; респонденты имеют возможность дополнительной консультации по технике заполнения анкеты; есть возможность контролировать качество заполнения анкет в процессе сбора.

Вопросы анкеты. Отношение людей к сексуальным меньшинствам.

Мы предлагаем Вам ответить на несколько вопросов о Вашем отношении к сексуальным меньшинствам. Во всех вопросах даны варианты ответов и Вам нужно просто отметить тот вариант, который наиболее близок к Вашему личному мнению.

Перейти на страницу: 1 2 3