Профессионально важные качества социального педагога

Профессионально важные качества выделяют то индивиду­альное своеобразие специалиста, которое накладывает на него специфика профессиональной деятельности социального ра­ботника. К таким качествам относятся:

Педагогическая направленность — это особенности разви­тия и воспитания личности, характеризующие ее предраспо­ложенность к педагогической деятельности, в том числе и в от­ношении людей — объектов социальной работы. Она проявля­ется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах.

Нравственные качества — это усвоенные нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, в общении, социальной работе, социально-педагоги­ческой деятельности; нравственные чувства — удовлетворе­ние от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству), стремления помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем. Это удовлетворен­ность от добросовестного выполнения социальной работы, со­циально-педагогической деятельности, своей профессиональ­ной деятельности, нравственной по своей сути. Моральным является чувство неудовлетворенности в результате нерешен­ности социальных проблем человека, несоблюдение мораль­ных норм как самим педагогом, так и другими участниками воспитательного процесса. Нравственные качества проявля­ются в таких чувствах специалиста, как долг, совесть, честь. Именно эти чувства способствуют формированию нравствен­ных привычек.

Коммуникативные качества (от лат. communico— делаю об­щим, связываю, общаюсь) — способность быстро и правильно строить общение. Социальный педагог постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом — тем человеком, ко­му нужна его помощь. Действенность его деятельности зави­сит от искусства его общения с клиентом. К коммуникатив­ным качествам относятся:

— контактность в общении — способность входить в обще­ние с клиентом и обеспечивать наиболее целесообразное взаи­модействие. Данные способности имеют важное профессио­нально значение для социального работника;

— каждый человек способен в той или иной степени влиять на другого (клиента). Существует даже термин «суггестопе­дия», введенный Г.К. Лозановым. Он означает использование внушения в процессе обучения. По отношению к социальному работнику суггестопедийность означает способность специали­ста к вербальному или невербальному доминированию в про­цессе социальной работы с клиентом (внушение словом, инто­нацией или мимикой, жестами, действиями). Другими слова­ми, это способность (предрасположенность) специалиста к внушающему воздействию на клиента в процессе социальной ра­боты с ним. Такая способность проявляется в виде действенности авторитета специалиста, его личности, владения им искус­ством общения с клиентом, убеждать, увлекать его, заражать идеями самореализации.

Перцептивные, социально-перцептивные качества (от лат. реrсерcio- - восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (дру­гих людей, самих себя, групп и т.п.). Термин «перцепция со­циальная» введен американским психологом Дж. Брунером (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик сти­мула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей и намерений. Социально-перцептивные качества социального педагога отражают его способность видеть и понимать внут­реннее состояние себя и клиента, с которым он работает. К ним относятся:

Перейти на страницу: 1 2 3