Профессионально важные качества социального педагога
— эмпатия--- способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения. Социальный работник работает с человеком, живым существом. В этих условиях способность к сопереживанию позволяет ему с большей душевной теплотой относиться к внутреннему состоянию клиента, к тем реальным социальным проблемам, которые он имеет, лучше понимать его внутренний мир, переживания. Эмпатия в этом случае позволяет специалисту подбирать и использовать необходимые именно в данной ситуации средства и приемы взаимодействия, которые в большей степени помогут ему в работе с этим клиентом.
Практика работы специалистов социальной сферы показывает необходимость учета особенностей эмоциональной устойчивости и эмпатии социального работника. С этой целью рекомендуется:
— проводить профессиональный отбор специалистов, рекомендуемых для работы в социальной сфере: здесь не могут работать люди, чуждые эмпатии, — и в то же время в зависимости от глубины выраженности эмпатии необходимо определять сферу целесообразного использования специалиста. Людям глубоко эмпатичным не рекомендуется работать с теми, кто г находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает соответствующие сострадания. Для этой категории специалистов, особенно если исход их работы может быть трагичным, возможны деформационные последствия;
— сопереживания специалиста в работе с клиентом должны носить внешне-эмоциональное проявление, не переносимые вовнутрь. Это профессиональная деятельность, и если каждый раз специалист будет все до глубины души переживать сам, он не сможет выдерживать. Элемент профессионального актерства в деятельности вполне может иметь место. Он может проявляться в искреннем сочувствии клиенту, реальной деятельности по оказанию помощи в решении его социальных проблем;
— активно учиться управлять своими чувствами и при возрастании переживания уметь переключаться, снимать возрастающее эмоциональное напряжение;
— добиваться внедрения правила жизни: состояние в работе с клиентом переключать на иное в общении с другим клиентом,
сотрудниками и особенно в поведении в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать себя.
Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, развитие его профессионально важных качеств находят проявление в его личном социально-педагогическом опыте — во внутренней составляющей педагогической культуры этого социального педагога.