Профессионально важные качества социального педагога

— эмпатия--- способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимо­действия, общения. Социальный работник работает с челове­ком, живым существом. В этих условиях способность к сопе­реживанию позволяет ему с большей душевной теплотой от­носиться к внутреннему состоянию клиента, к тем реальным социальным проблемам, которые он имеет, лучше понимать его внутренний мир, переживания. Эмпатия в этом случае позволяет специалисту подбирать и использовать необходи­мые именно в данной ситуации средства и приемы взаимодей­ствия, которые в большей степени помогут ему в работе с этим клиентом.

Практика работы специалистов социальной сферы показы­вает необходимость учета особенностей эмоциональной устой­чивости и эмпатии социального работника. С этой целью реко­мендуется:

— проводить профессиональный отбор специалистов, реко­мендуемых для работы в социальной сфере: здесь не могут ра­ботать люди, чуждые эмпатии, — и в то же время в зависимос­ти от глубины выраженности эмпатии необходимо определять сферу целесообразного использования специалиста. Людям глубоко эмпатичным не рекомендуется работать с теми, кто г находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает соответ­ствующие сострадания. Для этой категории специалистов, осо­бенно если исход их работы может быть трагичным, возможны деформационные последствия;

— сопереживания специалиста в работе с клиентом долж­ны носить внешне-эмоциональное проявление, не переноси­мые вовнутрь. Это профессиональная деятельность, и если каждый раз специалист будет все до глубины души пережи­вать сам, он не сможет выдерживать. Элемент профессиональ­ного актерства в деятельности вполне может иметь место. Он может проявляться в искреннем сочувствии клиенту, реаль­ной деятельности по оказанию помощи в решении его соци­альных проблем;

— активно учиться управлять своими чувствами и при воз­растании переживания уметь переключаться, снимать возрас­тающее эмоциональное напряжение;

— добиваться внедрения правила жизни: состояние в рабо­те с клиентом переключать на иное в общении с другим клиентом,

сотрудниками и особенно в поведении в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать себя.

Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, развитие его профессионально важных качеств находят прояв­ление в его личном социально-педагогическом опыте — во вну­тренней составляющей педагогической культуры этого социального педагога.

Перейти на страницу: 1 2 3