Процесс переходности – как объект социальных наук

Современные транзитологи подчеркивают, что наличие сходных черт или общих закономерностей развития переходных обществ различных стран вовсе не исключает, а скорее, предполагает наличие специфичного для каждого общества сценария течения переходного процесса. Так, согласно популярной концепции Хантингтона, все современные страны можно отнести к различным "цивилизационным типам" (автор выделяет 8 цивилизаций), которые характеризуются самобытными и самодостаточными политическими, экономическими, религиозными, социкультурными и другими особенностями. Современные страны в данном ракурсе отличаются друг от друга цивилизационными контекстами, и по этой причине практически невозможно разработать универсальный "рецепт", который можно однозначно использовать для решения переходных проблем любого общества. Каждое общество (впрочем, как и каждая личность), несмотря на наличие общих черт, имеет свой особый "генетический код и биографию развития". А это означает, что при решении переходных проблем азербайджанского общества нам придется обратить внимание, как на "внешний контекст" кризиса, так и на его специфичные "внутренние мотивации".

Следует отметить, что реалии переходного общества по-разному воспринимаются представителями элиты (транзитологами, политиками) и простыми, средними людьми. Если первые располагают определенным ресурсом понимания сути и механизма причинной обусловленности переходного состояния, то вторые, не ведая "что происходит с миром и с людьми", просто погружаются в атмосферу хаоса и неопределенности, которая еще больше усугубляет их существование и усиливает непонимание происходящих событий. Одной из наиболее примечательных черт переходного общества заключено в том, что оно своими трансформациями приводит людей в особое экзистенциональное состояние, когда их жизнь мгновенно и радикально меняется, причем для большинства в худшую сторону. В условиях переходности люди очень остро и болезненно переживают потерю привычной реальности как результат погружения в состояние аномии. Между тем, как представляется, в большинстве транзитологических работ редко уделяется достаточное внимание именно этому аспекту проблематики переходности.

Метаморфозы переходности и волны социокультурного кризиса, провоцируемые разрушением парадигмальной основы общества, в первую очередь, накатываются на сферу человеческого бытия и именно "переходная жизнь" простых людей служит наиболее чутким индикатором своеобразия переходного общества. Этот аспект особо подчеркивает в своей работе Г. Кулиев, анализируя переход не в контексте системного кризиса общества в целом, а как лавинообразный процесс драматичных перемен в жизни людей: "Никто не ведал, что спокойное течение жизни неожиданно втянется в хаос переходного кризиса и все стремительно начнет меняться. Есть афоризм, звучащий как самое ужасное проклятие: жить тебе в переходном периоде. Лет десять назад многие из нас восприняли бы этот афоризм как игру мистических слов, смысл которых затерян в глубинах архаичного прошлого. Но теперь мы знаем, что жизнь в переходном периоде на самом деле есть самое ужасное проклятие. Некоторые народы просто утопали в хаосе и неопределенности, другие вырождались до неузнаваемости, третьи обретали иной ментальный лик . (люди) барахтаются в пучине переходности и не могут понять, за что свалилось на них такое проклятие и каким образом выйти из этого хаоса, не потеряв при этом свой ментальный лик. Для многих жизнь теряет смысл, и утомленное отчаяние не согревает душу надеждой. Из пучины хаоса еще не просматривается обнадеживающее будущее. Жизнь ныне превратилась в несносное существование между тоской по ушедшему прошлому и ожиданием достойного будущего. Надежда устала от метаний между прошлым и будущим". (8, с. 232-233). Как видно, при рассмотрении общества переходного периода с позиции обыденной жизни (реалий человеческого существования), у наблюдателя складывается больше эмоционально-образная картина, и это можно объяснить только тем, что при таком подходе на первый план выходит жизнедеятельность простых людей, а не общие институциональные коллизии общества (его системный кризис) или поведение элиты. Приведенная картина переходного кризиса общественной жизни, присуща не только азербайджанскому обществу, она характерна для всех переходных стран.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8