Процесс переходности – как объект социальных наук

Таким образом, простые люди, не будучи специалистами и политиками, не способны манипулировать реалиями переходного периода, они самой своей жизнью становятся его заложниками: в их сознании переходный период ассоциируется с серьезным экзаменом на выживаемость. Люди становятся подверженными суевериям и воспринимают реалии переходного общества как ниспосланное судьбой испытание, кару за прежние грехи. Следует, видимо, говорить о некой психологии человека переходного периода, новом состоянии сознания, являющимися результатом шокового воздействия переходного периода, которое влияет на состояние и образ жизни людей столь сильно, что некоторые из них предпочитают уход от такой переходной реальности. Как только общество вступает в полосу коллапсирующего кризиса, начинаются перманентные процессы преобразования социокультурной среды обитания, к новым реалиям которой многим не удается адаптироваться. Долговременное пребывание людей в переходном состоянии ведет к необратимым изменениям их образа жизни, психики, умонастроения и т.д. Так, по мнению Фатимы Албаковой, в зоне затянувшегося переходного кризиса "формируется устойчивое состояние фрустрации, означающее, что конкретные индивиды теряют смысл жизни . Длительное пребывание этноса в крайне негативных жизненных ситуациях, подрывающих основы его существования, усиливает кризисность. В таком состоянии этноса трудно просчитать и предсказать последовательность стихийно возникающих явлений и действий" (10, с. 116, с.118).

Кстати, многие исследователи, не вдаваясь в подробный анализ смыслового поля термина "переходный период", анализируют это явление с позиции, которую можно условно назвать феноменологической или экзистенциалистской. В условиях перехода жизнь людей на самом деле столь резко преображается, что уместно говорить о переходе в особую "полосу экзистенции", где личность претерпевает самые неожиданные метаморфозы. К такому выводу приходит и Р.Д. Азимова: полоса переходного периода, отмечает она, окажется, по всей вероятности, "для человека и человечества своего рода "индикатором" выживания, в равной мере как морального, так и физического. В чем же суть сложностей и противоречий переходного периода, переживаемого нами сегодня? Ответить на него однозначно вряд ли может оказаться плодотворным, ибо реформы переходного периода проникают во все структуры материальной и духовной жизни общества, проявляясь специфично и неоднозначно во времени. И оттого, что для массового человека в этой "переходной жизни" многое не понятно, и от многих жизненных ситуаций не уютно, именно он чаще всего задает вопрос: Когда же этот переходный период завершится? " (11, с.5).

Казалось бы, в атмосфере переходного общества "витают" одни и те же вопросы, которые в равной мере актуальны как для ученых и политиков, так и для простых людей. Все одержимы желанием найти ответы на вопросы "почему такое произошло и что вообще происходит?", "что такое переходный период?", "когда и каким образом завершится это?" и т.д. Поиск ответов на такие вопросы носит не праздный характер, во всяком случае, для большинства людей. За этими вопросами скрывается суровая реальность, подвергающая серьезному испытанию жизнь.

Но есть существенное различие между природой озабоченности простых людей и поведением ученых и политиков. Для большинства простых людей переходный период оказывается непонятным явлением, именно негативы которого они очень четко ощущают и потому само явление воспринимается ими как некое зло. В то же время ученые и политики располагают определенным ресурсом понимания сути и причин переходности и в гораздо меньшей степени подвержены негативному прессингу данного явления. Это различие столь принципиально, что можно говорить о двух стратегиях поведения: в одном случае "переходный период" манипулирует людьми, а в другом - ученые и политики, манипулируя данным явлением, стараются решать свои отнюдь "не транзитные" проблемы. Кстати, на это обращают внимание и некоторые исследователи: "нельзя не признать, что термин "переходный период" подобран политиками (и политическими технологами) исключительно удачно. В нем скрыто обещание того, что все трудности и неудачи - дело личное и преходящее. Если бы Романовы догадались объявить свою династию переходной, она продержалась бы не 300 лет, а гораздо дольше . Почему же все согласны с тем, что страны региона переживают переходный период? Да просто потому, что политическая ситуация во всем постимперском мире предстает перед взором непредвзятого аналитика как неустойчивая. А опыт и теория (которая на беспристрастном языке называется "теория катастроф") подсказывает, что все неустойчивое следует воспринимать и понимать как временное. Как переход к стабильному, устойчивому (и в силу этого - более продолжительному) состоянию. (13, с. 40-41).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8