Молодёжь в социальной жизни. Психологические и социальные проблемы в молодости

В молодости происходит осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостной оценки себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля, имеющего свои особенности.

Молодой человек имеет более или менее адекватные представления о себе, что является его реальным «Я»образом.

Реальный «Я»образ может совпадать с идеальным «Я»образом. Расхождения между реальным и идеальным «Я»образами могут приводить как к позитивным, так и к негативным последствиям. Рассогласование между реальным возрастом человека и его самооценкой могут объясняться закономерностями трансформации социально-временных отношений в жизнедеятельности личности (С.Н. Костромина[8])

В молодости на самооценку влияет уровень достижений личности, она повышается при успехах и понижается при неудачах.

При неудачах при «Я»-концепции необходимо:

1) Объяснить как-то свой неуспех, использую механизм рационализации

2) Использовать защитный механизм отрицания

3) Снизить уровень своих притязаний

4) Переключиться на другую деятельность, в которой возможен успех

С возрастом, приобретением опыта самооценка становится более дифференцированной. Возможно, единая «Я»¬концепция с возрастом распадается на ряд независимых друг от друга «Я»¬концепций.

«Я»концепция формируется в связи с самоактуализацией личности (красивый некрасивый, здоровый нездоровый и т. д.).

Мотивирующим стимулом развития «Я»концепции является стремление к актуализации.

В период молодости этот процесс контролируется в основном принятием личностью социальных (нравственных, культурологических и др.) понятий и ценностей. В первую очередь контролируется понятиями и ценностями социальных групп, к которой относится личность.

Так же в этот период «Я» концепция продолжает обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и rражданина.

В целостную «Я»концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности. На общей самооценке отражается степень удовлетворенности своим телесным образом. Физическая привлекательность является основанием для счастья в большей мере женщиной, нежели мужчиной.

Мотивы молодых людей в основном обусловлены личными и социальными причинами:

· поиском своего места в жизни, учебой;

· выбором профессионального пути и работы;

· браком и рождением детей.

События могут быть: ожидаемыми (учеба, поиск работы и т. д.). Неожидаемые события (болезнь, разочарование в любимом и т. д.) могут пробуждать молодого человека к необдуманным поступкам. В результате может изменяться вся последующая жизнь. На своих поступках молодой человек учится принимать более взвешенные решения. Происходит становление социально зрелой личности.

Начало жизненного пути молодого человека связано с определенными планами и надеждами. Однако эти надежды по своей сути являются мечтами, которые необходимо осуществить. Мечта мечте рознь. Важно чтобы мечта была связана с реальностью и возможностью ее достижения. Не будущее вообще, а будущее, построенное на основе настоящего.

Молодые люди должны полностью взять на себя ответственность за свою жизнь, отказаться от ожидания помощи (родителей и др.). Тогда реализация собственной мечты потребует от молодого человека при строительстве взрослой жизни самостоятельности выбора жизненной стратегии с учетом окружающей реальности и своих возможностей.

Для молодёжи важно проявление самостоятельности в общественной работе. Как только она перестает быть самостоятельной, теряется всякий интерес, развитие задерживается.

Этот максимализм делается существенной чертой подхода молодого человека к жизни: нередко это видно в суждениях о человеческом поведении, оценке поступков взрослых, формах поведения и др.

Категоричность и прямолинейность оценок молодого поколения окружающего сочетаются с тем, что молодые люди демонстративно выказывают свое непринятие истин, в которых более зрелое поколение не сомневается. Простая ссылка на авторитеты их уже не удовлетворяет, они осуществляют собственный моральный и интеллектуальный поиск.

Более взрослых людей это часто раздражает. На коллизию «максимализм скепсис» накладывается сегодня перестройка общества. Отсюда повышенная критичность юных к опыту отцов.

В молодости в связи с необходимостью самоопределения и относительно высокой стадией развития личности появляются потребности: понять и оценить окружающий мир; разобраться в себе и определить свое отношение к миру. Возникает необходимость в целостной системе мировоззрения как системе взглядов на мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия как жизненной философии человека.

Перейти на страницу: 1 2 3